Когда я училась в техникуме, у нас была уникальная преподаватель по Литературе. Это открылось нам при изучении первого же произведения. Мы не знали о чём оно, что там за главные действующие лица, что вообще нас ждёт и чем это всё закончится. Преподаватель начала рассказывать про первого главного героя. Как он, по её мнению, прекрасно поступает, как обоснованно и логично, какой он молодец. Всё это приводя примеры, цитируя его слова и мысли и прочее. К концу этого повествования мы уже были все влюблены в этого персонажа и преподавателя - какой она выбрала прекрасный путь и как прекрасен этот путь! Как здорово что мы её знаем. И вдруг, она начинает говорить нам нечто противоречащее тому о чем говорила вот только что и так, как будто она прямо сейчас переобулась в воздухе и приняла чужую веру и все те идеалы, которые мы уже полюбили и впитали и которые она в нас вливала так долго и любовно... она своими словами и новой логикой просто берёт и перечёркивает. Мы, кто в шоке, кто в негодовании смотрим друг на друга... на неё. Постепенно халивар среди нас всё больше разрастается... Мы растеряны и ничего не понимаем. Преподаватель, тем временем, продолжает словно на чуждом наречии, всей душой радея, рассказывать про нового главного героя. Спустя время до нас начинает доходить, что у неё просто такой стиль преподавания - как по Станиславскому. Она как актриса вживается в мир героя, которого нам раскрывает, вшивается в его шкуру и как бы становится живым его воплощением - весь остальной мир, все иные точки зрения и мировоззрения словно перестают существовать - это герой в своём мире, в своём пузыре реальности. Это было так круто! Мы все были покорены! Особняком было изучение с ней романа "Война и мир" Толстого. Мы изучали роман месяца три. С бессознательными прокрастинациями, жаркими дискуссиями и полным погружением. Даже ходили в кинозал техникума для просмотра фрагментов фильма Бондарчука для закрепления и визуализации пройденного материала. Талант Толстого и этой преподавательницы слились воедино. Это настоящее чудо - такое встретить в жизни и прожить на своём опыте. Времени на самостоятельное смакование этого огромного романа у меня тогда не было, но я решила что обязательно в будущем изучу его, так как даже такого 5D погружения мне было мало. Вернее сказать, его было так много, что не хотелось из этого волшебного мира выходить совершенно. Примерно 10 лет назад я взялась готовиться к освоению романа. Дала публичное обещание чтобы точно не "соскочить", выписала родословные семей, их взаимоотношения, нашла брифли глав, частей чтобы было лучше ориентироваться, раздобыла портретные и психологические описания героев и приступила к чтению. Но дальше 2 тома не ушла. У меня были огромные проблемы, которые сейчас кажутся странными и нелепыми: я плохо ориентировалась в действующих лицах и именах: когда и так плохо в этом деле, второстепенные лица, коих в романе много, запутывают и без того запутанное. В общем, я не осилила и бросила. К настоящему же моменту эта проблема у меня ушла полностью. Даже больше скажу. Толстой как никто другой на столько досканально описывает каждое действующее лицо, что вырисовывается точный портретно-психологический образ в голове, который невозможно спутать ни с чем. Который обязательно кого-то напоминает и который в силу его характера невозможно не запомнить. Который своим характером раскрывает других персонажей и природу взаимодействия между ними. К тому же к этому моменту удалось разрешить ещё две проблемы: зрение и время. У меня сильно садится зрение от чтения; у меня мало времени на чтение. Выходом стали аудио-книги, на которых я потренировалась заранее - Империя должна умереть и Вся кремлёвская рать - и поняла что такой формат заходит отлично. К тому же книги были про историю, дела давно минувших дней, про политику и с большим количеством действующих лиц, непосредственно вершащих историю (и тут Лев Николаевич поспорил бы)... Так что я решила что час настал - пора браться за этого слона вновь! Барабанная дробь - на днях завершила 😀 Получила огромное удовольствие от процесса. От осознания того как один человек может вмещать в себя столько образов, столько перерождений на пути духовного роста. Понравились яркие описания: Долохова, русской охоты и Анисьи Фёдоровны, сравнение опустевшей Москвы с опустевшим ульем, описание тоски Наташи Ростовой, описание семьи Ростовых, контраст Андрея в амбициях и Андрея под небом Аустерлица, озарение Николая Ростова о необоснованности насилия. Нашла в мыслях Толстова подтверждение своих мыслей о неадекватности эгоцентризма. Понравился юмор Толстова - его я сама не считала бы, в этом помогла шикарная озвучка Александра Клюквина. Особенно кекнула с того как Пьер радовался тому что Мария Балконская поможет ему сосватать Наташу Ростову)) К своему стыду внезапным открытием стало то, как аномально проходила война 1812 года - французская армия словно шарик на покосившемся бильярдном столе - сначала ринулась в бой, а потом по независящим от себя причинам и с ускорением, пусть и достигнув цели, быстро покатилась прочь :) И не смотря на то что Толстой просто таки уничтожал весь роман Андрея Балконского, больше всего мне было жаль именно Петю Ростова. Открытием также стало то, что Наташа Ростова не вышла замуж за Балконского. Я так думаю, когда изучала роман в Техникуме и понимая что буду перечитывать, намеренно стёрла из памяти этот поворот чтобы в будущем еще раз с него выпасть в осадок :) Таки сработало - я выпала в осадок! Безусловно это - шедевр. Много чего хотелось обсудить во время его чтения: описания, приёмы, бытовая история и то что остаётся или меняет внутри. Решила отметить этот момент, т.к. давно себе обещала прочитать этот роман, а также как повод рассказать о нашей преподавательнице. Так что, пусть будет такая запись :) А дальше меня ждёт более скрупулёзное изучение этого романа и организация обсуждения 🤗